Правильная доставка рыбной продукции
Рыбная продукция относится к скоропортящейся категории, что подразумевает быструю утрату рыбой и рыбными продуктами внешнего вида, вкусовых и пищевых характеристик. Это резко затрудняет задачу доставки такой продукции на дальние расстояния, однако не делает невозможной.
Разработаны и утверждены стандарты, нормы, правила и технологии переработки, упаковки, хранения и транспортировки рыбной продукции, позволяющие на длительное время сохранить все ценные свойства продукта.
Требования к производителю и перевозчику при доставке рыбных продуктов
На производителя рыбной продукции, будь то сушеная рыба или снеки, поставляющего товар заказчику, а также на перевозчика доставка рыбы, полуфабрикатов и продуктов из нее накладывает серьезные обязательства и ответственность:
- На каждый вид товара должны быть получены сертификаты качества и безопасности.
- Каждый вид и сорт рыбной продукции требует соблюдения и обеспечения четко установленных ГОСТами и техническими условиями норм упаковки и поддержания температурного режима.
- Доставка рыбной продукции осуществляется исключительно прошедшим техническое и санитарное освидетельствование рефрижератором отдельно от иных видов товаров, включая продовольственную и непродовольственную группу. Это обусловлено специфичностью самой продукции, а также ее запахом.
- Водитель рефрижератора, осуществляющий его обслуживание и контроль, а также сопровождающий доставку экспедитор должны иметь санитарные книжки и белые халаты.
- Доставка производится в строгом соответствии с установленным графиком без промедлений и нарушений в температурном режиме, установленном для транспортируемого вида и сорта рыбной продукции.
В зависимости от вида и сорта продукции, температуры окружающей среды и расстояния, может осуществляться доставка как охлажденной рыбной продукции, так и глубоко замороженной.
В первом случае в рефрижераторе устанавливается и поддерживается заданная и соответствующая нормам ГОСТа температура в диапазоне от +12 до -5°С. Во втором – от -15 до -20°С.
Режимы и требования к хранению и транспортировке рыбной продукции
Режимы работы холодильной установки авторефрижератора классифицируются следующим образом:
- с температурным режимом от +12 до 0°С – класс А;
- с поддерживаемой температурой от +12 до -10 °С – класс В;
- с температурным режимом от +12 до -20 °С – класс С.
Класс рефрижератора и устанавливаемый режим могут подбираться исходя их специфики рыбного продукта и требований к его хранению и транспортировке, сроке его хранения и дальности доставки, а также климатических особенностях местности по маршруту следования.
Белок и жир, содержащиеся в рыбной продукции, отличаются нестойкостью, однако для каждого вида и сорта продукции параметры и требования разные. В целом же усредненными сроками при транспортировке и хранении товара можно считать:
- 2 недели при температуре -5-10 °С;
- 3 недели при температуре -15-20 °С;
- 5 недель при температуре -23-30 °С.
При этом рыбная продукция глубокой заморозки упаковывается для хранения и перевозки в ящики из картона или древесины, сухотарные бочки (жестяные, пластиковые), короба и корзины, - в зависимости от вида.
Виды тары для доставки рыбы
- Охлажденная рыбная продукция доставляется в сухотарных бочках или ящиках. При этом на дно, а также между слоями рыбы укладывается слой чистого дробленого льда.
- Рыба, требующая хранения в рассоле или маринаде (типа сельди, сардин), транспортируется в банках, бочках и ящиках из белой жести.
- Вяленая рыба доставляется в вентилируемых ящиках с отверстиями, корзинах, рогожных кулях, а также сухотарных бочках для транспортировки потрошеной рыбы.
- Рыба холодного копчения доставляется в дощатых ящиках, плетеных корзинах, картонных коробах, сухотарных бочках или металлической таре с отверстиями для вентиляции.
- Рыбная продукция горячего копчения транспортируется в коробах из плотного картона, фанерных и деревянных ящиках, металлической таре.
Все это прописывается при заключении договора на поставку рыбы и рыбных продуктов с учетом индивидуальных пожеланий заказчика, а также требований ГОСТа относительно конкретных наименований транспортируемой продукции.